Майя Колесник – Через пустоту

Каждый из нас испытывал чувство легкого возбуждения, садясь в самолет или просто подъезжая к аэропорту. Эту смесь детского восторга и неврастенической аэрофобии, радость от подъема ввысь и старческое раздражение от депривации в толпе. В первой половине двадцатого века о металических птицах, способных за минуты перенести нас на непреодолимое человеком расстояние, слагались песни и писались стихи, а героический образ пилота был мечтой всех кисейных барышень. К началу века двадцать первого эта романтика как-то поутихла, изящные винтокрылые леталельные аппараты сменили гигантские титановые боинги, а построенные лучшими мировыми архитекторами гигантские фабрики-аэропорты ежедневно перемалывают многомиллионную человеческую массу.

Именно эту новую эпоху воспевает Майя Колесник. Она необычайно твердой, для представительницы слабого пола, рукой описывает жестокий мир трансатлантических рейсов, осуществляемых транснациональными компаниями. В этом мире нет места человеку — люди здесь всего лишь фамилии в списках пассажиров, фотографии на паспортном контроле, серые линии пассажиропотоков. Колесник пользуется в основном черно-белой гаммой цветов, что превращает ее работы в подобие рекламных плакатов авиакомпаний или изображений с бесчисленных аэропортовых камер слежения, рентгеновских сканеров и электронных табло. В этом мире много прямых серых линий — взлетные полосы, ленты багажных транспортеров, линии горизонта, маршруты и направления. Здесь нет места человеку, но остается место для того, очень человечного, очень личного для каждого чувства странного возбуждения от столкновения с холодным стальным блеском авиации.