Igor Rezola «Dizebi» – Gora Mugak!

Gora Mugak! — выражение на одном из древнейших европейских языков, басском. «Muga» значит пределы и в то же время ограничения, рамки. Фраза «Gora Mugak!» провозглашает пределы. Она стремится быть субъективным ощущением, представлением о жизни, как о путешествии, в котором явственные и неуловимые границы во многом определяют путь. Я разделяю мнение Карло Пазо об искусстве: оно партнер при нашем странствии через унылую перспективу жизни — это объясняет фундаментальное место искусства во мне, мое увлечение художественными средствами выражения пространства, звука и речи.

Граффити зародилось в трущобах Нью-Йорка в конце 1960-х годов. Граффити-райтеры были молоды и без средств к существованию, но они нашли способ выразить недовольство, разочарование и беспомощность перед городом, управляемым криминальнымим бандами. В азартном соревновании они обретали славу среди равных, выходя за рамки общепринятого законом капиталистической системы, что создало субкультуру, конечная цель которой — достичь вершин и, как результат, быть поглощенным системой как таковой.

Я начал рисовать граффити в 1998. Это было игрой с основной задачей: написать свое имя, в которой время выполнения и стиль — самые важные составляющие (tags, flopps, styles, walls). Полагаю, такое отношение было основной причиной, определившей мое погружение в данную субкультуру, и я верю, что подход по-прежнему остается самой интересной ее частью.

Мое творчество прошло через разные этапы: вначале это были пластические поиски и обновление форм букв, очертаний надписи, позднее это развилось в сторону настенной фигуративной живописи с заметным преобладанием портретов, визуализировавших социополитические проблемыю. В настоящий момент мои работы гораздо более мультидисциплинарны и концептуальный аспект превалирует.

Я хотел бы выражать свои мысли об интересующих меня проблемах, но постоянно наталкиваюсь на собственные ограничения и трудности — разочаровываюсь. Я хотел бы, чтобы моя практика обладала цельным содержанием, поскольку эта та роль, которую я отвожу искусству, и направляю все мои усилия к этой цели, но беспрестанно спотыкаюсь о внутренние границы.

Следуя моим попыткам поднять важные вопросы, завязать внятный и последовательный разговор, оперируя творческим языком, стремящимся к шаткому равновесию, которое трудного удержать, я неустанно переживаю ощущение, что все погибнет при малейшей неосторожности. Даже если верить, что мы в безопасности внутри нас самих, что мы — прочный массив без изъянов, взаимодействие с реальностью, ее восприятие, через наш образ мыслей, слов и объектов порождает неизбежный конфликт, который охватывает наши противоречия и недостаток согласованности. Внешний конфликт мы переживаем внутри, дабы разрядить его вовне, и по сути процесс — бесконечная ответная реакция.

Мы пытаемся возвести теории, руководствуясь желанием быть менее уязвимыми, даже если мы осведомлены о великой лжи, окружающей нас. Мы пытаемся оправдать ее непростительность, обманываемся, чтобы остаться живыми.

Не знаю, верю ли я в великую правду, твердые речи и убедительные призывы. Ни в провозглашенные мной, ни в те, что мне предлагают.

Поэтому я стал задумываться, может быть, я буду более честен и искренен, если стану говорить о моих внутренних конфликтах, о моих противоречиях, разочарованиях, трудностях и хрупкости, о пределах, в довесок — о человеческой природе и ее абсурде. Я стараюсь направить свои размышления на реальные проблемы, такая постановка порождает абстрактные понятия, и цель — материлизовать, визуализировать их. Попытка объяснить мою практику сформированным зрелым мировоззрением была бы так же сложна и нечестна, как попытка определить смысл жизни. Возможно, гораздо более правильно говорить об определенном мироощущении.

Нон-конформисткий подход к самому себе и к окружающему питают мою практику. На пути, неотличимом от тропы тех молодых Нью-Йоркцев, будучи информированным об абсурдности и отрицании, мой взгляд на жизнь, попытка понять и сделать значимым, в конечном счете, поиск себя — вот главные цели моего творчества.

Выше описанная проблематика не разрешима, но заставляет думать, отражать и возводить себя как личность. Как минимум, это заставляет меня чувствовать себя живым на протяжении длинного и трудного путешествия, не взирая на пределы, ограничения, границы, я обязан сталкиваться с повседневностью.